КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ТРЕВОГОЙ РЕБЕНКА
Несколько последних дней, забирая Максима из школы, я обратил внимание, что он перевозбужден и встревожен больше обычного.
Вообще для его особенностей, повышенная тревожность является нормой (если конечно можно так выразиться), тем не менее последние дни — это как-то особенно заметно.
Он много и быстро говорит, задает много вопросов и совсем не слушает то, что я ему отвечаю. Ну и находясь рядом с ним сложно не почувствовать его раздражительность и возбуждение.
Я подумал, что нужно будет обязательно поговорить с его учителем на ближайшем собрании. Также решил, что сегодня неплохо бы прогуляться, перед тем как забирать младшего из школы.
Чувствуя, что я сам начинаю терять терпение, я попросил Максима помолчать в машине пока мы не доедем до парка. Максим замолчал, а я продолжил размышлять над происходящим.
Приехав в парк и как только, мы вышли из машины, на меня тут же обрушился поток вопросов на абсолютно разные и не связанные между собой темы. Я попробовал отвечать, но понял, что он совсем не слушает меня. Я не очень понимал, что делать, но тем не менее вот какой диалог случился у нас в этот вечер:
- Максим, что сейчас происходит? Я обратил внимание что ты задаешь много вопросов.
- Да, потому что я хочу, чтобы ты отвечал на мои вопросы.
- Я всегда рад отвечать на твои вопросы. Но мне кажется, что сегодня ты не слушаешь мои ответы. И мне кажется, что ты говоришь просто для того чтобы говорить. Я думаю, что это немного странно. Что ты думаешь?
Максим ничего не ответил, и я продолжил:
- Знаешь, я заметил, что иногда, когда мне тревожно, я могу очень много и быстро говорить. Это немного помогает не тревожится. Может быть тебе тоже тревожно?
- Дааа, папа. Мне тревожно.
Он был расстроен, после того как произнес это. А затем добавил:
- Я не знаю, что мне делать. Мне очень плохо. Что же делать?
- Ну во-первых не расстраиваться. А во-вторых, может ты не заметил, но мы уже кое-что делаем с твоей тревогой.
- Что?
- Мы гуляем! А это один из лучших способов справиться с ней.
- Но мне все равно плохо.
Прекрасно понимая, что никакого рационального ответа о причинах его беспокойства мне ни за что не получить, мне пришло в голову поиграть с ним в игру. Я немного подумал и спросил:
- Максим, а где живет твоя тревога?
- Что это значит?
- Я имею ввиду где в твоем теле, живет твоя тревога?
- Она у меня в сердце. И она делает мне больно.
- Ах, это очень неприятно. А ты знаешь, как она выглядит? На что она похожа?
- Она похожа на черные шарики.
- Ого! Их много?
- Да. Их 200 штук.
- А какого они размера? Ты мог бы мне показать?
Он раскинул руки в ширину насколько это возможно:
- Вот такого размера каждый шарик!
- Ну ничего себе! Они такие большие. Их так много. Теперь я понимаю, Максим, насколько тебе плохо. Мне так жаль, что у тебя столько много этих шариков.
В этот момент я вспомнил откуда у него взялась ассоциация с этими шариками. Как-то давно мы слушали детскую сказку, в которой зло представлялось в виде черных шариков. А добро в виде цветных. Вспомнив это, я продолжил:
- Максим, а можем ли мы что-то сделать чтобы как-то помочь тебе справиться с этими черными шариками?
- Да! Мне нужны цветные шарики, чтобы они победили черные.
- Какая классная идея, Максим! В моем сердце как раз есть большое количество цветных шариков. Но я не знаю, как их тебе передать.
- Я знаю, - сказал максим и тут же обнял меня изо всех сил.
Мы простояли, обнимаясь достаточно долго. После чего он отпустил меня и сказал:
- Ну вот, теперь у меня есть и цветные шарики тоже. И они уже дерутся с черными.
- И как успехи? Они побеждают?
- Да, они почти справились со всеми черными.
Я заметил, что Макс стал улыбаться и явно стал в разы спокойнее.
Мы продолжили гулять и много разговаривали.
В отличии от начала нашей прогулки, он слушал внимательно то, что я ему говорил. А в конце прогулки мы наелись боярки и он даже собрал немного для Тимура.
А придя домой еще и предложил Тимуру помочь с его домашними делами, что поразило меня до глубины души. Раньше он никогда этого не делал.
Вот такой интересный у нас получился день. Я остался доволен тем что произошло и в очередной раз убедился в том, что, когда приходится иметь дело с тревогой у ребенка – худшее что можно сделать это пытаться найти рациональное объяснение ее существованию.
Хорошее решение - это трансформировать ее в действие (например прогулка) и попытаться говорить о ней.
По опыту я знаю, что за любым негативным действием Максима, всегда прячется какая-то причина. Хороший вариант - обращать его внимание на его собственные чувства.
Начал дразнить и задирать брата – МАКСИМ ЧТО ПРОИСХОДИТ? ПОЧЕМУ ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ? КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ? ТЫ НАПУГАН? И многие другие вопросы.
В конечном итоге он начинает замечать свои чувства еще до того, как сделает что-то плохое. И часто способен остановиться и обратиться за помощью ко мне.
В следующих историях я расскажу несколько случаев, когда Максиму удавалось распознать тревогу до того, как она захватывала его и дам еще несколько примеров того что можно делать с детской тревожностью.
#папарешаетлюбыепроблемы
Еще больше интересных рассказов читайте на моем канале Яндекс Дзен https://zen.yandex.ru/id/5ad4bd8f48c85eceb1cecf7a