о ЖЕРТВАХ и о разнице между ВИНОЙ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
- Как же достали эти разговоры о вине жертвы. Прям мода какая-то! Когда уже люди поймут, что жертва – это ЖЕРТВА она не виновата! И она не может нести ответственность за это. Вместо того чтобы наказывать виновных, люди спорят не пойми о чем. Мир сошел с ума!
- Мне кажется это хорошо, что люди говорят об этом. Я думаю, что в этом есть своя правда.
- Какая еще правда? По-твоему, это нормально, когда люди тыкают пальцем в изнасилованную девочку и говорят, что САМА виновата – Не нужно было так одеваться.
- Это точно не нормально. Говорить об ответственности жертвы можно только в том случае, когда жертва и агрессор находятся в равных условиях. Конечно же случаи нападения и ситуации, когда жертва удерживается физически, это другая история и я думаю, что важно это понимать.
- Что значит «жертва и агрессор находятся в равных условия»?
- «Равные условия» - это когда мы говорим о двух взрослых людях, которые добровольно находятся рядом друг с другом и никто никого не удерживает физически.
- И что тогда? В таком случае муж может бить жену, и она сама в этом виновата?
- Ну, во-первых, бывает и наоборот, когда жена бьет мужа. Во-вторых, бывает не только физическое насилие, но и психологическое. А третье, я не говорю о вине. Я говорю об ответственности. И это большая разница.
- И какая же разница?
- Вина – это чувство которое мы испытываем, и оно как правило очень болезненно.
Ответственность - это то,— что дает нам право действовать и принимать решения.
Когда мы говорим что жертва виновата, мы как будто бы лишаем ее возможности к действию. А когда говорим об ответственности мы сообщаем что жертва вправе действовать и принимать решение. Я не замечал это раньше, но похоже, что именно непонимание этой разницы и является сутью того противостояние, которое есть в обществе. Люди смешали вину с ответственностью. А это все-таки очень разные вещи. И не удивительно, что люди так противятся самой формулировке «жертва виновата». Никто не хочет быть виноватым. Это слишком больно.
- По-моему это просто попытка переложить ответственность на того, кто нуждается в защите.
- Переложить ответственность – это если бы мы говорили о том, что только жертва ответственна за все. Я бы говорил возложить ответственность.
- Ты просто играешь со словами. Это не имеет смысла. Какая разница если мы заменим слово «переложить», на «возложить».
- Я стараюсь аккуратно формулировать свои мысли в этой теме. Это очень важно, потому что тема горячая и если так не делать, то это и приводит к тому срачу, что мы видим сегодня. И когда я говорю «возложить ответственность», я подразумеваю только 50 процентов ответственности. И тем самым я хочу сказать, что жертва имеет право на выбор и принятие решение: уйти или остаться, бороться или сдаться. Понимаешь?
- Не думаю!
- Я не оправдываю агрессора. Насилие это безусловное зло, которому не место в обществе. В то же время, я не хочу забирать право на выбор и действие или бездействие у того, кто подвергается насилию. Это безответственно по отношению ко всем участникам процесса.
И важно не забывать о том, какой бы жизнью не жил человек – это его жизнь. Та самая, которая ему подходит сегодня. Я не хочу лезть глубоко в тему вторичных выгод, но по своему личному опыту я не припомню ситуацию где я бы не увидел выгоды в тех областях жизни, которые казались мне когда-то дикой дичью и полной несправедливости. По прошествии времени я всегда находил причины того, почему я выбирал таких людей, почему я соглашался на такие отношения, почему я не делал выбор, когда, казалось бы, нужно было его сделать. Все ситуации были мне выгодны, и я оставался в них до тех пор, пока что-то получал. Как только выгоды пропадали, пропадали и люди, и отношения.
Так что, думаю, нужно позволить людям жить своей жизнью…